ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТИПА Народу! Цветов!

АКАДЕМИЯ НАУК СССР ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА
РУССКАЯ ГРАММАТИКА

Предыдущая глава Содержание Следующая глава

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТИПА Народу! Цветов!

   § 2545. Главный член таких предложений (схема N2) - существительное в род. п.: для слов, называющих считаемые предметы, - во мн. ч. (при значении собирательности - в ед. ч.), для слов, называющих несчитаемые предметы, - в ед. ч. Такие предложения имеют ярко выраженную разговорную и экспрессивную окраску: Надежд! Надежд! Сколько темных и неясных, но благотворных и здоровых надежд слетают к человеку (Леск.); Ну и мух у вас! (Бунин); Иду я, лежат двое без сапог... Крови, крови! (Булг.); Ты ее не беспокой. У ней, поди, и без нас хлопот-то (Васильев); Тут и петух-дракун, и курицы кохетинские, и скворец-говорец... а перепелов! (Пришв.); Ах, хороши места! Живые. Зверя, должно быть, в этом буйном разнолесье! И птиц тоже (Чивил.); Помнишь, как мы на Красную площадь салют ходили смотреть? Народу, прожектора... (А. Чупров); Позвонил Сергей, поздравил. Пара слов, а горечи в голосе! (газ.); В 1962 году мы первыми завоевали право называться бригадой коммунистического труда. Благодарностей, грамот, премий за это время! (журн.); В сочинениях - живые зарисовки, неизбитое описание природы, юмор. Но ошибок, ошибок! (газ.).

   Эти предложения произносятся обычно с ИК-2, ИК-3 или ИК-6. При этом в нераспространенных предложениях преобладает ИК-6, при противопоставлении - ИК-2 и ИК-3, в распространенных предложениях - ИК-2: Гри6бов там! Цве6тов!; Благода2рностей, / гра2мот / пре2мий за это время! Пара сл3ов, / а гор3ечи в голосе! Но оши3бок, / оши3бок!

   § 2546. Парадигма четырехчленна.

Наст. вр. Народу!
Прош. вр. Народу было!
Буд. вр. Народу будет!
Сослагат. накл. Народу было бы!

   Примеры употребления неисходных форм: [Фирс:] И, бывало, сушеную вишню возами отправляли в Москву и в Харьков. Денег было! (Чех.); Мне хочется тебе это сказать, чтобы ты знал, что крови еще будет (Булг.); - Ну, как тут у вас победы праздновали? Шумно было? - Было. Всего было. И шуму было, и слез было, и радости (Абр.); Кто, кроме него, им поможет, кому до них дело? Будет еще мороки, будет (Расп.); - Будет у людей зависти. - Нашли чему завидовать (Абр.); Кто-то получил деталь неизвестным в промышленности способом. Счастья-то было! (газ.); В газету напишу, как мы с вами совместно страдали. Вот смеху будет! (Б. Егоров).

   Регулярные реализации - с полузнаменательными глаголами бывать, оказаться, стать: Цветов там стало!; В лесу грибов оказалось!; Дел бывает по воскресеньям!

   § 2547. Предложения распространяются по правилам присловных связей: Цветов всяких!; Споров об этом, крику!

   Обстоятельственная детерминация: У меня еще дел сегодня, - сказала Варвара Павловна озабоченно, - нужно, во-первых, этому молодому человеку помочь задачи решить... (Лидин); А то, чего доброго, вывалишься из автобуса. Вот тогда будет хохота в дежурке (Нилин); Ты у бабы Нюры икону своровал? Образ... Своровал. Уже с утра было крику (Рекемч.); Или возьмет и пересадит весь класс по-своему, из-за чего и слез, и криков было (газ.).

   Субъектная детерминация: у кого - со знач. субъекта обладающего, владеющего, а также субъекта состояния или действия: У меня еще дел сегодня; У соседок разговоров!; У нее цветов!; У него благодарностей, грамот!; Зависти у тебя!; от кого - со знач. того, от кого исходит действие или ситуация в целом: Беспорядка от детей!; От машин шума!; От мух заразы!

   Субъектно-пространственная детерминация: в ком/у кого: а) Злости в тебе/у тебя!; Радости будет в семье!; В людях/у людей зависти!; Ну и ну, злобы же в тебе... (Тендр.); б) В курьерах/у курьеров беготни!; В уборщицах/у уборщиц мытья, чистки всякой! (разг. речь).

   Объектная детерминация: с кем-чем: С детьми забот!; С огородом работы!

   § 2548. Семантика схемы - "существование, наличие во множестве предметов или предметно представленных действий, состояний". Семантическая структура предложения конкретизируется в зависимости от лексического значения существительного. При распространении субъектным детерминантом предложение обозначает субъект и его признак, часто - обращенный к объекту: "субъект - его состояние владения, обладания чем-л. - множественный объект": У нее цветов!; У нас друзей, знакомых!; "субъект - его интенсивное действие, деятельность": От детей шума!; У нее хлопот, беготни!; "субъект - его качество, свойство": В людях зависти!; У него ума, талантов!; "субъект - его интенсивно проявляющееся состояние": В голосе горечи!; Дома/у нас веселья, радости!

   Ближайшие формально-семантические соотношения - с предложениями типа Много народу (см. § 2448); У него грамот! - У него много грамот; От детей шума! - От детей много шума; Дома радости! - Дома много радости.

   § 2549. При любом порядке слов предложения имеют разговорную и экспрессивную окраску. Более нейтральный характер имеют предложения, в которых имя, выделяемое интонационно, находится в конце предложения: У нее цветов!; От машин шума!; Уже с утра было крику. Степень экспрессивности возрастает при расположении имени в начале предложения: Грибов там!; Зверя, должно быть, в этом буйном разнолесье!; Радости будет дома!

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТИПА Чаю! Врача!

   § 2550. В основе предложений типа Чаю! Врача! лежит структурная схема N2/N4 (вин./ род., вин. или род. п. существительного); лексическое наполнение свободное: Врача!; Чистый халат!; Чаю!; Ваше имя!; Хлеба и зрелищ!

   Этот тип предложений занимает промежуточное положение между самостоятельным грамматическим образцом и неполной реализацией либо двукомпонентных глагольных предложений (Дайте чаю! - Чаю!), либо предложений инфинитивных (Денег бы достать! - Денег бы!). В пользу рассмотрения предложений типа Чаю! как конситуативно необусловленной неполной реализации схемы со спрягаемым глаголом говорит тот факт, что в случаях типа Чаю!; Врача!; Ваши документы!; Ваше имя! возможно введение глагола (Дайте чаю!; Позовите врача!; Предъявите ваши документы!; Скажите ваше имя!). Однако в пользу рассмотрения подобных предложений как самостоятельного грамматического образца говорит, во-первых, то, что показанные соотношения не всегда могут быть установлены (предложение Хлеба и зрелищ! так же соотносительно с Дайте хлеба и зрелищ!, как с Хотим хлеба и зрелищ! или Нужно хлеба и зрелищ!), и, следовательно, возможна одновременная соотносительность их с предложениями разной структуры (Мне бы деньги! - Дали бы мне деньги! и Иметь бы мне деньги!); во-вторых, то, что соотношения могут вообще отсутствовать (Типун тебе на язык! - поговорка; Дождя бы!; Мне бы ветра сейчас, да порывистой песни, Да огромных бескрайних просторов мне бы! Румянц.).

   Важным фактором, подтверждающим грамматическую самостоятельность таких предложений, является также наличие у них парадигматических отношений между формами побудит. и желат. накл.; ср. одновременное употребление этих форм в одном тексте: Читателя! Советчика! Врача! На лестнице колючей разговора б! (Мандельшт.) (см. § 2551).

   § 2551. Парадигма двучленна: образуются формы побудит. и желат. накл:

Побудит. накл. Чаю!
Денег
! Деньги!
Желат. накл. Чаю бы! Если бы (хоть бы...) чаю!
Денег
бы! Деньги бы!
Если бы (хоть бы...) денег!
Если бы (хоть бы...) деньги!

   Форма побудит. накл. может образоваться с частицей чтоб, выражающей категоричность волеизъявления: Эй, холопы, гусляра за бока! Чтоб камаринскую мне, трепака! (Цвет.); Чтоб сейчас же чаю!

   Форма желат. накл. выражает разные оттенки значения желательности (см. § 1928-1933): Скорей бы культуру такой же выделки, но в новый, машинный размах! (Маяк.); Все чаще вспоминал меня и ждал: Вот Шурку бы... Уж он бы спас меня! (Яшин); Он видел лунную сельдь и думал, что хорошо бы к той сельди хлеба (Шкл.); Молодые говорили: "Вот бы такую жену" (Панова); По всем законам - инвалид, Не плуг бы мне - костыль (Твард.); Ну, хоть пожара бы! (Возн.); Мне бы мои двадцать лет! (разг. речь).

   Регулярные реализации с полузнаменательными глаголами отсутствуют.

   § 2552. Распространение: 1) по правилам присловных связей: Супцу бы теперь с гусиным потрохом или рыжичков в сметане! (С.-Щ.); Стихов бы теперь понаивней, Помягче, поглубже огня, Чтоб эту тоску убаюкать И думы ушедшего дня (Анн.); Мужик денег теперь не берет: ему, скажем, ниток бы шпулечных, мыльца, керосинца, пуговок (Малышк.); 2) по правилам обстоятельственной детерминации - пространственной и временной: Теперь бы дождя!; Музыку сюда!; Вдруг мелькнул передо мной мой револьвер, готовый, заряженный, - но я в один миг оттолкнул его от себя! О, теперь жизни и жизни! (Дост.); 3) по правилам объектной детерминации: кому: Чаю мне!; Полям бы сейчас дождичка!; Ему бы школу хорошую, умного товарища!

   § 2553. Семантика схемы - "желаемое или требуемое существование, наличие предмета или предметно представленного действия, состояния" конкретизируется в семантической структуре нераспространенного предложения. При распространении объектным детерминантом семантическая структура предложения принимает вид: "чье-л. желание, необходимость для кого-л. иметь, получить что-л. - желаемый или требуемый объект": Ведь это одни только ваши догадки, ничем не доказанные... - Доказательств! - вскричала Наташа, быстро приподымаясь с кресел, - вам доказательств, коварный вы человек! (Дост.); Нам бы хлебушка кусок, Да водицы глоток (Твард.); Тишины бы мне каштановой с весны (Гудз.).

   § 2554. Обычный порядок слов соответствует расположению компонентов субстантивных словосочетаний: Горячего чаю!; Коробку спичек! При препозиции интонационно выделяемого имени экспрессивность усиливается: Чаю горячего!; Дождя бы хорошего! Хоть бы коробочку спичек!

   Нормальное расположение детерминантов - в начале предложения: Полям бы сейчас дождичка!; Теперь холодной воды!; Туда сухого сена! В экспрессивных вариантах расположение детерминантов свободно - они могут находиться в середине и в конце предложения: Чаю мне!; Сена туда сухого!; Дождичка бы сейчас полям хорошего!

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТИПА

(Ему) рады

   § 2555. Предложения типа (Ему) рады; (В школе) удивлены (схема Adjpl кратк.) строятся с краткими прилагательными или страдат. причастиями, означающими состояние. Без распространителей такие предложения функционируют в контексте, из которого ясен субъект состояния: - Тебя не отпустят. - Должны; - Ну и как его встретили дома? - Рады; Рассказал обо всем на работе: удивлены.

   В относительно независимой позиции предложение требует сильного присловного распространителя (а) или детерминанта с субъектно-пространственным значением (б): а) К дому должны подвести водопровод; Тебя обязаны отпустить; б) В министерстве с инженером согласны; В школе удивлены поступком ученика; В Архангельске готовы взяться за дело. На заводе заинтересованы в выпуске этой продукции (газ.); В цехе вынуждены сами налаживать выпуск многих деталей и узлов (газ.); В ЖЭКе неправы (газ.); Поеду к дядюшке, там всегда рады мне (Герман); В госпитале с ним были подчеркнуто услужливы (Герман).

   Примечание. В непринужденной речи место главного члена в таких предложениях может быть занято предлогом за или против, способным в других случаях выступать в функции сказуемого: Все этого хотят, в завкоме тоже за; Он хочет учиться, а в семье против ((в завкоме согласны), (в семье не согласны)).

   § 2556. Парадигма семичленна.

Синтаксический индикатив

Наст. вр. В школе готовы помочь
Прош. вр. В школе были готовы помочь
Буд. вр. В школе будут готовы помочь

Синтаксические ирреальные наклонения

Сослагат. накл. В школе были бы готовы помочь
Условн. накл. Если бы в школе готовы были помочь... (Были бы в школе готовы помочь...)
Желат. накл. Если бы (хоть бы...) в школе были готовы помочь!
Побудит. накл. Пусть в школе будут готовы помочь!

   В формах прош., буд. вр., сослагат. и побудит. накл. служебный глагол нормально может помещаться также перед прилагательным (Были, будут... готовы помочь).

   § 2557. Регулярны реализации с полузнаменательными глаголами оказаться, бывать, с отдельными словами также с глаголом стать: В училище оказались не готовы к началу учебного года; В школе к подростку стали несправедливы; На собрании с ним часто бывают не согласны; Здесь мне оказались рады.

   § 2558. Семантика схемы - "наличие состояния неопределенного субъекта". Это значение конкретизируется в предложении. Так же, как в предложениях типа Стучат (см. § 2511), субъект представлен неопределенно, однако в конкретных предложениях эта неопределенность может сниматься субъектно-пространственным распространителем (примеры см. в § 2555, 2559). В семантическую структуру таких предложений может входить объект, выраженный сильным присловным распространителем: Мне там всегда рады; Этим решением недовольны в главке; В школе согласны организовать кружок; Со мной согласны; Дома готовы ко всему; На стройке должны позаботиться об укреплении дисциплины, В больнице озабочены случившимся.

   Возможные формально-семантические соотношения - с предложениями со сказуемым-прилагательным или причастием: В школе согласны - Школа согласна; На заводе в этом заинтересованы - Завод в этом заинтересован.

   § 2559. Начальная позиция в предложении нормальна для детерминантов и присловных распространителей с субъектным или объектным значением, выполняющих функцию темы. Другие присловные распространители располагаются по правилам порядка слов в словосочетаниях: Малыша // должны отдать в детский сад; Меня // готовы отпустить; На заводе // заинтересованы в выпуске этой продукции.

   Коммуникативно нерасчлененные предложения образуются предложениями с должны: Должны построить дорогу; Должны провести электричество; Должны расчистить площадку.

   Детерминант или зависимая словоформа в функции ремы занимает конечную позицию: В этом вопросе согласны // со мной; В выпуске этой продукции заинтересованы // только на заводе; В школу должны отдать // сына. Такие предложения конситуативно обусловлены. Они отвечают на частичный диктальный или частичный модальный вопрос: "кого должны отдать в школу?", "сына ли должны отдать в школу?".

   Если ремой служит краткое прилагательное, то оно нормально располагается в конце предложения; порядок компонентов темы в этих случаях безразличен: К юбилею в институте // готовы и В институте к юбилею // готовы; Дома с таким решением // не согласны и С таким решением дома // не согласны. Такие предложения конситуативно обусловлены; они отвечают на частичный диктальный или частичный модальный вопрос: "как относятся дома к такому решению?", "согласны ли дома с таким решением?".

   В экспрессивных вариантах коммуникативно расчлененных предложений начальную позицию занимает рема или последний компонент ремы, выделяемый интонационно: Отпустить тебя обязаны; Рады мне в этом доме; Не согласны в школе с такой постановкой вопроса; В детский сад должны отдать мальчика; Реставрировать должны эту картину. Компоненты темы располагаются по правилам порядка слов в словосочетаниях. Компонент темы, выраженный личным местоимением, обычно следует непосредственно после инфинитива или краткого прилагательного, превращаясь в энклитику: Помочь ей должны и Помочь должны этой девочке; В детский сад должны его отдать и В детский сад должны отдать мальчика.

   Детерминанты в экспрессивных вариантах располагаются свободно: Летом отпустить тебя должны; Отпустить тебя летом должны; Отпустить тебя должны летом.

   В экспрессивных вариантах коммуникативно нерасчлененных предложений интонационно выделяемый компонент занимает начальную позицию: Газ должны провести (ср.: Должны провести газ); Школу должны построить; О рабочих должны позаботиться.

   Экспрессивные варианты оформляются ИК-2.

ИНФИНИТИВНЫЙ КЛАСС

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТИПА

Здесь не пройти; Цвести садам!

Молчать!

   § 2560. В инфинитивных предложениях (структурная схема - Inf) позиция главного члена может быть замещена любым глаголом: лексико-семантические ограничения отсутствуют. Однако некоторые семантические структуры таких предложений, во-первых, характеризуются теми или иными лексическими ограничениями, во-вторых, имеют свои дополнительные формальные показатели (частицы).

Семантическая структура

   § 2561. Действие или состояние, о котором сообщается в инфинитивных предложениях, всегда соотнесено с субъектом; семантика схемы: "желаемость, необходимость, возможность или невозможность осуществления действия, наличия процессуального состояния". В предложении (в котором всегда открыта позиция субъектно детерминирующей формы) это значение конкретизируется в одной из четырех семантических структур: 1) "субъект - его действие или процессуальное состояние как обязательно предстоящее, неизбежное, необходимое, должное, вынужденное, возможное или невозможное, ненужное или недопустимое"; это предложения со значением объективной предопределенности; 2) "субъект - его действие или процессуальное состояние, которое обусловлено чьей-л. волей, желанием или субъективно осознается как целесообразное либо желаемое"; это предложения со значением субъективной предопределенности; 3) "субъект - его состояние как непосредственное (физическое) или интеллектуальное восприятие"; 4) "субъект - его оцениваемое действие или состояние".

   § 2562. Центральное место в системе инфинитивных предложений занимают предложения со значением объективной предопределенности. Это значение конкретизируется как неизбежность, долженствование, предстояние, вынужденность, возможность или невозможность, ненужность, отсутствие необходимости, недопустимость.

   1) Предложения со значением неизбежности строятся обычно с инфинитивом глагола быть; однако здесь не исключены и другие глаголы, называющие бытие или пребывание в состоянии, изменение состояния: [Иванов:] Мы любим друг друга, но свадьбе нашей не быть! (Чех.); России не быть под Антантой! (Маяк.); За руки цепляется усталость, Видимо, рассвету скоро быть (Ю. Наумов); Что войне быть, в этом Степан теперь не сомневался (Шукш.); Эх, уступлю уж я конька, Тому и быть, сынок (Твард.). Часты такие предложения в газетных заголовках: Традициям новым быть!; Хорошеть нашему городу! Предложения с глаголом бывать - только отрицательные: Этому не бывать.

   Предложения с этим значением - единственный вид инфинитивных предложений, которые в относительно независимой позиции не употребляются без детерминанта: это или субъектный детерминант (кому-чему), или, в предложениях с быть (совмещающих значение неизбежности со значением согласия, принятия), обстоятельственно детерминирующее местоименное слово: Быть так!; Быть по-твоему; в старой торжественной речи: Быть по сему (ср. фразеологизм так и быть, выражающий согласие).

   2) Предложения со знач. долженствования, предстояния, вынужденности лексически свободны: Я ходил около его дома, назначая, где вспыхнуть пожару, откуда войти в его спальню (Пушк.). И ты, кого терзал я новым, Прости меня. Нам быть - вдвоем (Блок); Напрасно в годы хаоса Искать конца благого: Одним карать и каяться, Другим - кончать Голгофой (Пастерн.); Девиц этих я, конечно, знаю. Ничего в них особенного, пустенькие девицы. Забыть про них (Триф.); в старой пословице: И жаль батьки, да везти на погост (Даль); во фразеологизме, с определяющим наречием лучше при инфинитиве: Им лучше знать; Тебе лучше знать положение дел. Такие предложения принимают частицы лучше (при значении предпочтительности), хоть (при значении вынужденности): Лучше не спорить; Лучше вам уйти; И эхо вслед кукует то же. Накуковали нам тоску! Хоть убежать. Избавь нас, боже, От элегических ку-ку! (Пушк.).

   3) Предложения со значением невозможности (обычно) или возможности (редко) также лексически свободны. В первом случае при инфинитиве обязательны отрицательные частицы: не, в составе открытого ряда - ни - ни: Ему не разобраться самому; На пароме не протолкнуться; От дыма не продохнуть; Сына не сравнить с отцом; Гостей не счесть; В темноте ни почитать, ни пошить; Этот ущерб ни измерить, ни взвесить; Здесь, как говорится, ни убавить, ни прибавить; Прохор дразнил ее, что она извела барина, опоила его, и что не миновать ей за это по Владимирке погулять (С.-Щ.).

   При значении возможности нормально введение частиц едва, едва ли (последняя - при выражении сомнения в возможности): Улицы здесь такие узкие, что едва разминуться двум машинам; Едва ли тебе найти у этих людей понимание и помощь.

   4) В предложениях со значением ненужности, отсутствия необходимости, как и в предыдущем случае, обязательна отрицательная частица: Нам к морозам не привыкать; Энергии ей не занимать; Ему помощников не звать: сам справится; Отделался, и рад: не ходить больше туда. Такие предложения имеют окраску разговорности.

   Примечание. В контекстах, отражающих старую речь и просторечие, с глаголами (не) занимать, (не) привыкать может фразеологически сочетаться инфинитив глагола стать, не вносящий никакого дополнительного значения: Нам в Сибири к морозам не привыкать стать; Самоуверенности ей не занимать стать; в старой пословице: Старого пономаря не перепономаривать стать (Даль).

   5) В предложениях со значением недопустимости конструктивно значимо сочетание отрицательной частицы не (в позиции перед акцентируемым словом) с частицей же (после акцентируемого слова): Не плакать же мужчине от боли!; Не в девках же ей вековать; Не мне же первому к ней идти; Не тебе же объяснять такие вещи; Это наставление предназначалось, кажется, не для одной только Насти. Но не возмущаться же было всерьез! (Малышк.).

   § 2563. Предложения со значением субъективной предопределенности означают воленаправленность: побуждение, желание, субъективно осознаваемую целесообразность или своевременность. Эти значения могут или не иметь специальных формальных показателей в самом предложении (тогда они выражаются интонацией в сочетании с контекстуальными и собственно лексическими показателями), или иметь такие показатели - специальные синтаксические частицы, оформляющие значения желательности и побудительности.

   Предложения со значением субъективной предопределенности, не имеющие специальных формальных показателей, представлены тремя семантическими видами.

   1) Предложения со значением побуждения, направленного к адресату, обычно употребляются без субъектного детерминанта в форме дат. п.: Молчать!; Не возражать!; Встать!; Не двигаться!; - А ну спать! Здесь разговоры взрослые, не твоего ума дело (Тендр.). Однако позиция такого детерминанта здесь всегда открыта: Лейтенанту явиться к командиру!; Никому не двигаться!; Всем встать! Эта позиция, как правило, остается незамещенной в текстах директивного характера (указах, приказах): За нарушение правил технологии объявить выговор Иванову И. И.; За заслуги перед государством наградить Макарова М. М. орденом "3нак Почета".

   Примечание. В таких случаях, как: [Городничий:] А вы - стоять на крыльце и ни с места. И никого не впускать в дом стороннего, особенно купцов! (Гоголь), инфинитив замещает место спрягаемой формы глагола; см. об этом § 2252.

   О соотношении видовых форм глагола в случаях типа Отступить! - Не отступать!; Войти! - Не входить! см. § 1450.

   2) Предложения со значением субъективной необходимости и желаемости употребляются обычно с субъектным детерминантом: Вы зачем пришли? - Мне поговорить с учителем; В приемной много посетителей: одному подписать справку, другому подать жалобу, третьему - увидеть председателя (газ.).

   3) Предложения со значением субъективно осознаваемой целесообразности и своевременности употребляются как с субъектным детерминантом, так и без него: Жить будем душа в душу. Я уже не мальчишка, мне теперь спокойно трудиться и воспитывать детей (Шукш.).

   Эти предложения всегда входят в соотношения с инфинитивными предложениями, строящимися с синтаксическими частицами, оформляющими значение желательности (см. § 2564): Еще раз увидеть ее! - Еще бы раз (лишь бы еще раз) увидеть ее!; Теперь-то себя и показать! - Вот теперь-то бы себя и показать!

   К предложениям этой семантики относятся также всегда конситуативно обусловленные предложения, в которых сообщается о действии желаемом, целесообразном и таком, к которому субъект непосредственно приступает: [Лизанька:] Уж день!...сказать им... Господа! (Гриб.); Ежеминутно говоря себе: "теперь уйти", он не уходил, чего-то дожидаясь (Л. Толст.); Поезд стал останавливаться. - Никак станция, - сказал он, - пойти напиться (Л. Толст.); [Ирина:] (садится в кресло). Отдохнуть. Устала (Чех.); [Дорн:] (встает) Пойти дать обоим валериановых капель... (Чех.); Отложила молодица Зимнюю кудель... Поглядеть, как веселится В улице апрель! (Блок); Через несколько секунд, согнувшись по-ястребиному, промчался Метелица... - Поехать и мне узнать, что там такое, - сказал Дубов (Фад.).

   § 2564. Значения желательности и побудительности в инфинитивных предложениях могут иметь специальные формальные показатели - синтаксические частицы, с участием которых строятся соответствующие формы в составе синтаксических парадигм (см. § 1915). Однако такие предложения не входят в парадигматические отношения с другими инфинитивными предложениями без соответствующих частиц и, таким образом, имея вид одной из форм ирреальных наклонений, в системе инфинитивных предложений представляют отдельные формальные и семантические их виды.

   1) Предложения с формально выраженным значением желательности могут нести в себе все те частные значения желательности, которые описаны в § 1928-1933. Соответственно с тем или иным значением организуются и ряды частиц. Желаемость осуществимого: "Умереть бы!" - мелькало в ее голове, а через мгновение то же слово сменялось другим: "Пожить бы!" (С.-Щ.); Но зачем были все эти угрызения, чувство ужасной неправоты, виноватости? Если бы понять! (А. Н. Толст.); Вот так бы и мне В налетающей тьме Усы раздувать, Развалясь на корме (Багр.); Всюду заплетались сказочные заросли: вот бы где играть в разбойники! (Малышк.). Желаемость целесообразного: Красавицы-сестрицы! Не худо бы нам это перенять (Крыл.); [София:] Вот вас бы с тетушкою свесть, Чтоб всех знакомых перечесть (Гриб.); Он молодой. Ему бы сеять Пшеницу - плоть родной земли. Ему б вести по Енисею Серебряные корабли (Ошанин). Желаемость единственно необходимого: Только б мне с тобою не расстаться, Остальное все равно (Ахм.); Рука Корчагина рванулась в карман. Лишь бы успеть, лишь бы успеть! (Н. Остр.); Пусть - безответно, Только бы любить, Только б не бесследно По земле ходить. Трав густым настоем Дышать в шалаше, Только бы простоев Не знать душе (Яшин). Нетерпеливое желание: Издохнуть бы скорей, легче бы было (И. Горбунов); Поскорей бы вернуться домой! (разг. речь). Опасение (желаемость неосуществления): Как бы не опоздать!; Только бы не проспать! Желаемость неосуществляемого: [Лизанька:] Ну что бы ставни им отнять! (Гриб.); Да он дурак, что ли! - подумал Иван Ильич, - тут-то бы улыбаться ослу, и все бы пошло как по маслу (Дост.). Желаемость неосуществимого: Ах, если б все это забыть! (С.-Щ.); О, если бы нам рифмовать не слова, А эти формулы, цифры, числа (Сельв.); Мне жаль вас, птица, Человеком вам родиться б (Возн.); Вот бы мне начать теперь сначала, С плеч десятилетия стряхнув (Н. Браун).

   2) К предложениям первой группы близки предложения со значением согласия, принятия, строящиеся с частицами пусть, пускай: Ну хорошо, пусть мне идти, Пусть он останется в живых (Гудз.); Пусть не мне еще с задачей было сладить. Не беда (Твард.).

   3) Предложения с формально выраженным значением побудительности строятся с частицей чтоб (значение категорического волеизъявления): [Митрофан:] И чтоб сегодня же быть сговору (Д. Фонвизин); [Роман:] Ну, ребята, спать чтобы у меня крепче (И. Горбунов); Ну, вы что лебезите! - крикнула она на девок. - Самовар чтобы согреть! (Л. Толст.).

   § 2565. В предложениях, сообщающих о физическом или интеллектуальном восприятии, отсутствует значение предопределенности; в них может присутствовать элемент качественной квалификации, оценки. Такие предложения строятся с несколькими глаголами: (не) видать (прост.), (не) слыхать (прост.), плевать (прост.), наплевать (прост.), знать (стар.), поискать (разг.), не узнать, не понять. В них открыта позиция субъектного детерминанта, а также - при реализации сильных глагольных связей - объекта: Этому делу конца не видать; О нем давно ничего не слыхать; Тебя не узнать; Всем на это дело наплевать. Знать волка и в овечьей шкуре (посл., Даль); Такого безлюдья, такой тишины поискать (Бунин). Вин.-род. п. в субъектной позиции имеет субъектно-объектное значение.

   § 2566. В конситуации инфинитивные предложения могут одновременно называть действие, состояние и заключать в себе элемент оценки, субъективного отношения. Такие предложения, называющие состояние или действие от лица оценивающего, обязательно представляют собою компонент целого текста: [Чацкий:] Вы помиритесь с ним по размышленьи зрелом. Себя крушить, и для чего! (Гриб.); И вот уж год, без жалоб, без упреку, Утратив все, приветствую судьбу... Быть до конца так страшно одиноку, Как буду одинок в своем гробу (Тютч.); Ах, дверь не запирала я, Не зажигала свеч, Не знаешь, как, усталая, Я не решилась лечь. Смотреть, как гаснут полосы В закатном мраке хвой, Пьянея звуком голоса, Похожего на твой. И знать, что все потеряно, Что жизнь - проклятый ад! О, я была уверена, Что ты придешь назад (Ахм.); Странные люди эти Крессе! Сказать при мальчишке такую вещь! (Булг.); И все же Норильск удивителен! В такой глухомани построить но-вый современный город (М. Аджиев).


Предыдущая глава Содержание Следующая глава

E-mail Rambler's Top100 Rambler's Top100
Хостинг от uCoz