ФОРМЫ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
§ 1915. Формы простого предложения - это его изменения, осуществляемые такими грамматическими средствами, которые специально предназначены для выражения объективно-модальных значений - синтаксических времен и наклонений (см. § 1895). Каждая форма предложения имеет свою грамматическую организацию и свое значение.
Грамматическими средствами, образующими разные формы предложения, являются: 1) сама структурная схема предложения (с ней совпадает форма наст. вр. нераспространенного предложения); 2) спрягаемая форма глагола - знаменательного, входящего в предложение в качестве его главного члена, или форма служебного глагола быть, вводимая в предложение для выражения прош. и буд. вр. и форм ирреальных наклонений; 3) синтаксические частицы: бы и ее модификации; пусть, пускай, да, чтоб. В образовании отдельных форм предложения участвует также определенное соположение его главных членов. Эти средства являются общими для всех типов предложений, имеющих формоизменение. Каждое из этих средств (а в ряде форм - их комбинации) всегда выступают совместно с той или иной интонационной конструкцией.
§ 1916. Формы предложения могут быть невариативными и вариативными. Невариативные формы существуют в одном единственном виде, т. е. не имеют равнозначных разновидностей, строящихся перечисленными выше грамматическими средствами. Невариативны формы синтаксич. индикатива, формы сослагат. накл. (за некот. исключениями) и долженств. накл. Напр., у предложений Студент учится; Ребенок весел; Тишина; Тихо; Голосов не слышно; Работы много формы наст., прош. и буд. пр. и сослагат. накл. не имеют никаких грамматических вариантов (к вариантом форм предложения не относятся изменения сказуемого типа Он побежал - Он бежать или Он шмыгнул в дверь - Он шмыг в дверь; см. § 2252). Иначе обстоит дело с формами ирреальных наклонений, кроме долженствоват. и сослагательного: они представлены несколькими - двумя или более - равнозначными образованиями, в которых участвуют те грамматические средства, которые перечислены в § 1915. Следовательно, варианты форм предложения образуются: 1) разными синтаксическими частицами или их модификациями; например, варианты форм желат. пакл.: Был бы мороз!; Если бы мороз! (о сферах употребления тех или иных вариантов и о их стилистической окраске см. ниже); 2) формами со служебным глаголом быть и без него - в разных соединениях с синтаксическими частицами; например, варианты форм побудит. накл.: Пусть не будет никакой задержки!; Чтоб не было никакой задержки!; Чтоб никакой задержки!; 3) разными формами служебного глагола быть - в разных сочетаниях с синтаксическими частицами или без их участия; например, варианты форм побудит. накл.: Вечером будь дома!; Чтоб вечером ты был дома!
Разные формы и варианты одной и той же формы могут иметь свои стилистические характеристики, относиться к разным сферам языка; наряду со стилистически нейтральной формой существуют формы и их варианты, свойственные экспрессивно окрашенной, разговорной, непринужденной речи, а в некоторых случаях - речи высокой или книжной. Таким образом, парадигма предложения объединяет стилистически разнородные формы и их варианты. Стилистическая окрашенность некоторых форм и их вариантов не выводит их за пределы общей парадигмы предложения, так как все стилистические сферы языка и обе его формы - письменная и разговорная - объединяются в единой грамматической системе.
Каждая форма предложения имеет свое собственное значение; на основе этого значения могут образоваться значения вторичные, производные.
§ 1917. Формы предложения организуются в его парадигму. Полная парадигма (система форм) простого предложения восьмичленна: в нее входят три формы синтаксического индикатива - наст., прош. и буд. вр. и пять форм ирреальных наклонений: сослагательное, условное, желательное, побудительное и долженствователыюе. Формы синтаксического индикатива объединены общим значением временной определенности ("тогда-то": "сейчас", "прежде" или "потом"), формы ирреальных наклонений - значением временной неопределенности ("когда-либо": "сейчас либо потом" при побудит. накл., "сейчас, либо прежде, либо потом" при сослагат., желат. и долженств. накл.). Следовательно, и тем и другим присуще временное значение. Реальность и ирреальность как синтаксические значения во временном плане противопоставлены как "то, что осуществляется в настоящем, прошедшем или будущем" (синтаксический индикатив) и "то, что осуществляется в неопределенном временном плане" (синтаксические ирреальные наклонения). Подробнее о временных значениях форм ирреальных наклонений см. § 1895.
Форма наст. вр., воспроизводящая структурную схему без каких-либо грамматических ее видоизменений, открывает парадигму; эта форма является исходной, все остальные - неисходными.
У разных предложений те или иные формы могут отсутствовать, и в зависимости от этого выделяются парадигмы, разные с точки зрения полноты, т. е. количества своих членов. Другое различие парадигм определяется тем, есть или нет в парадигме вариативные формы и какие варианты в ней представлены.
Существуют некоторые фразеологизированные предложения, не имеющие форм изменения; они представлены только формой, непосредственно воспроизводящей структурную схему данного типа предложений. Все характеристики парадигм содержатся в главах, посвященных отдельным типам простого предложения.
С наибольшей последовательностью образуют формы нераспространенные или малораспространенные предложения. Чем распространеннее предложение, тем ограниченнее возможности образования отдельных его форм, и прежде всего - форм желательного, побудительного и долженствовательного наклонений. В конкретном предложении образованию тех или иных форм может препятствовать его семантическая структура и даже та конкретная информация (содержание), которая в нем заключена. Таким образом, парадигма предложения представляет собою общий тип изменения предложения, построенного по той или иной структурной схеме, но не обязательный вид изменений любого конкретного предложения.
§ 1918. Грамматические средства, образующие разные формы предложения, всегда выступают во взаимодействии с интонацией: типом ИК, передвижением центра ИК, синтагматическим членением (в таблице на с. 100 в обобщенном виде представлены все типы ИК, подробно описанные в § 155-171). Интонация участвует в различении вопросительных и невопросительных предложений (Студенты вернулись{3}? - Студенты вернулись{1}), в их актуальном членении (см. § 2129), в выражении разных оттенков волеизъявления (Позвоните{2} мне вечером! - Позвоните мне вечером{2}! Зажгите{2} свет! - требование; Зажгите{3} свет! - просьба; Хоть{2} бы он позвонил! - собственное желание; Хоть бы он позвонил{2}! - упрек).
Интонация может служить различительным средством синтаксических наклонений, например сослагательного и желательного; ср.: Решил{2} бы он эту задачу! Еще бы двадцать минут - и решил бы! (сослагат. накл.) и Решил{5} бы он эту задачу! Как бы он тогда поверил в свои силы! (желат. накл.).
Каждая форма предложения практически может употребляться со всеми типами ИК, но при этом осуществляется перераспределение функциональной нагрузки ИК. Так, если в формах синтаксического индикатива ИК-2 выражает экспрессию или противопоставление, а ИК-3 - вопрос или незавершенность высказывания, то в формах побудит. накл. ИК-2 является основной: она выражает приказ, требование, категоричность, а ИК-3 - просьбу: Окно закрыто{2}! Откройте{2} окно! (требование); Окно закрыто{3}? Откройте{3} окно! (просьба).
На основе взаимодействия форм синтаксического индикатива и интонации создаются коммуникативные различия предложений.
§ 1919. Форма настоящего времени (исходная) всегда представляет собой полную реализацию структурной схемы: Сту
Краткие характеристики ИК |
Соотношение предцентра - центра - постцентра в ИК |
|||
центр - постцентр |
предцентр - центр - постцентр |
предцентр - центр |
центр |
|
ИК-1: на гласном центра нисходящий тон ниже уровня предцентра, уровень тона постцентра ниже предцентра |
Сын у них. В школу идет. |
Он предупредил их. Там холодно. |
Говорит Москва Зима. |
Нет Здесь |
ИК-2: на гласном центра усиление словесного ударения, нисходящий тон в пределах уровня предцентра или ниже; постцентр ниже предцентра |
Где он там учится? Здравствуйте! |
Когда он приедет? Зажгите свет! |
Где Николай? Зажгите свет! |
Нет! Встать! |
ИК-3: на гласном центра восходящий тон выше уровня предцентра, уровень постцентра ниже предцентра |
Сын у них? Надо же как получилось! |
Он предупредил их? И холодно же там! |
Это далеко? Зима? |
Встать? |
ИК-4: на гласном центра нисходяще-восходящий тон, уровень постцентра выше предцентра |
Что я говорил? Здравствуйте! |
А что мы знаем? Внимание! |
А где Николай? Огонь! |
Встать! |
ИК-5: два центра; на гласном первого центра восходящий тон, на гласном второго - нисходящий |
Как холодно! Обязательно! |
Какой ветер! Настоящая осень! |
Какой у них сад! Настоящая весна! |
- |
ИК-6: на гласном центра восходящий тон, уровень постцентра выше предцентра |
Сад у них! Ветер! |
А что мы знаем! Народу собралось! |
Какой у них сад! Весна! |
Дождь! |
ИК-7: на гласном центра восходящий тон, в конце - смычка голосовых связок; уровень постцентра ниже предцентра |
Где он там учится! (не учится) или (плохо учится) |
Когда он приедет! (не скоро приедет) |
Хорошо! Весна! |
Нет! Да! |
Примечание. В интонационной транскрипции косой чертой обозначается синтагматическое членение, цифрой - место центра И К и тип ИК; например: Говорит Москва{1}. /Московское время{4}/двенадцать часов{6}/тридцать минут{1}/ (радио); Вообще-то я Сибирь знаю хорошо{1}. / Ну, потому что отец всегда ведь с собой в поездки берет. / Правда, сейчас он реже{2} ездить стал, /да и я{4} выросла. / А то мы всегда на Ольхон{4}, / на Баргузин{4} ездили (из кинофильма "У озера"); Какой{7} там климат! / Она не из-за климата{2} уехала (разг. речь).
В модальных реализациях ИК уровень ностцонтра сравнивается преимущественно с уровнем центра.
Рассветает; Стучат; Этот человек - твой друг; Ребенок послушный; Дети веселы; Все решено; Друзья рядом; Этот разговор - между нами; Его задача - учиться; Слушать его - наслаждение; Простить значит забыть; Кататься весело; Надо ехать; Не слышно голосов; Наготовлено запасов; Работы много; Тишина; Не пройти; В парке красиво; В доме натоплено; Народу!; В школе готовы помочь; Нет возражений; Ни души; Ничего лишнего; Ни одной ошибки; Не о чем вспоминать.
Примечание. В тех случаях, когда в предложение со спрягаемой формой глагола входит глагол сов. вида (Ученик выучится; Хлопот прибавится; Придется ехать), сообщение относится в план будущего, а форма наст. пр. в парадигме предложения оказывается не представленной.
Грамматическое значение формы наст. вр. - отнесенность сообщаемого в план настоящего, т. е. в определенный временной план, противопоставленный планам прошедшего и будущего. Кроме этого основного значения форма наст. вр. может иметь переносные значения и употребления, обнаруживающиеся в контексте. Применительно к глагольным предложениям эти значения описаны как значения глагольной формы в § 1500-1506.
Простое предложение в форме наст. вр. имеет все те функции, которые названы в § 1907.
§ 1920. Форма прошедшего вре-мени образуется одним из следующих способов.
1) Видоизменением главного члена предложения, выраженного спрягаемой формой глагола: постановкой ее в морфологической форме прош. вр.: Студент учился; Хлопот прибавлялось; Хотелось узнать; Рассветало; Стучали; Было куда пойти.
2) Введением в предложение, не имеющее в своей элементарной структуре спрягаемой формы глагола, служебного глагола быть в форме прош. вр.: Этот человек был твой друг/ твоим другом; Ребенок был послушный/послушным; Дети были веселы; Все было решено; Друзья были рядом; Его задача была учиться; Слушать его было наслаждение/наслаждением; Кататься было весело; Надо было ехать; Не было слышно голосов; Хлеба было вдоволь; Была тишина; Здесь было не пройти; В парке было красиво; В доме было натоплено; Народу было!; В школе готовы были помочь; Не было ни души; Не было ничего лишнего; Не было ни одной ошибки; Не о чем было вспоминать. Место служебного глагола показано в описаниях парадигм отдельных типов простого предложения.
3) В предложениях типа Нет времени форма прош. вр. образуется заменой слова нет глаголом с отрицанием (не было): Нет возражений - Не было возражений; Нет времени - Не было времени.
4) В предложениях типа Руководить значит проверять при занятости места связки связочным глаголом значит форма прош. вр. образуется постановкой этого глагола в форме прош. вр.: Руководить значило проверять.
В некоторых случаях в форме прош. вр. имеет место неразличение служебного глагола (был, была, было, были), означающего только отнесенность к прошлому, и знаменательного глагола быть в знач. (существовать), (иметься), (наличествовать). Это следующие случаи.
а) Когда форма с был входит одновременно в два противопоставления: 1) N1 - Vf: Есть (где-то) тишина - Была (прежде) тишина; Есть много хлеба - Было много хлеба и 2) N1: Ночь - Была ночь; Advquant N2: Хлеба вдоволь - Хлеба было вдоволь. В этих случаях значение глагола показывается самим противопоставлением: в случае (1) глагол быть - знаменательный, в случае (2) - служебный.
б) Когда противопоставления знаменательному глаголу в форме наст. вр. быть не может, однако в форме прош. вр. в глаголе был на основе языковых соотношений может быть установлено значение (имелся), (наличествовал): Народу! - Народу было!; Ни души - Не было ни души; Ничего лишнего - Не было ничего лишнего; Ни одной ошибки - Не было ни одной ошибки. В этих случаях имеет место неразграничение знаменательного и служебного лексического значений в самом глаголе быть. При акцентировании глагола, его интонационном выделении, быть - всегда знаменательно: Может быть, этого всего и не было! Нет, было все же! Безусловно, была осень и падали листья (Олеша): Но как-то так случилось, что исполнительная власть путала все канцелярии, и поэтому были: сомнительная измена, пустота и лукавое подчинение (Тын.; (существовали)); ср. аналогичное построение с другим глаголом: Утром он просыпался со светом, и вместе с ним просыпались: тоска, отвращение, ненависть (С.-Щ.)
Грамматическое значение формы прош. вр. - отнесенность сообщаемого в определенный временной план, противопоставленный планам настоящего и будущего, т. е. в план прошлого. Кроме этого основного значения, форма синтаксического прош. вр. может иметь переносные значения и употребления, обнаруживающиеся в контексте. Применительно к глагольным предложениям эти значения описаны как значения форм прош. вр. глагола в § 1507-1511.
Форма прош. вр. имеет все те функции, которые названы в § 1907.
В предложения разного строения с главным членом, включающим в свой состав спрягаемую форму глагола (кроме быть), а также с неглагольным сказуемым, означающим действие, в форму прош. вр. может вводиться частица было (обычно, но не обязательно в позиции непосредственно при главном члене). Эта частица означает, что предикативный признак проявился, но что он или был прерван, или не дал ожидаемого результата: Он пошел было, да его вернули; Начало было моросить, но потом посветлело; Стал было счетоводом, да не понравилось; Говорили было, что приедут артисты, а их все нет; Она было в слезы; Мне было жаль его стало, да потом вижу: хитрит. Такие построения характерны для разговорной, художественной речи (в повествовании).
Примечание. В предложении частица было может вносить соответствующее значение и в причастие прош. вр.: пошедший было, испугавшийся было; Показали гнездо аиста, улетевшего отсюда, напуганного было грохотом стройки. Он недавно вернулся (газ.).
О сочетаниях с частицей бывало см. § 2213.
§ 1921. Форма будущего време-ни образуется одним из следующих способов.
1) Видоизменением главного члена предложения, выраженного спрягаемой формой глагола: постановкой ее в форме буд. вр.: Студент будет учиться; Хлопот будет прибавляться; Придется ехать; Захочется узнать; Будет рассветать; Рассветет; Будут шуметь; Будет куда пойти.
2) Введением в предложение, не имеющее в своей элементарной структуре спрягаемой формы глагола, служебного глагола быть в форме буд. вр.: Этот человек будет твой друг/ твоим другом; Ребенок будет послушный/послушным; Дети будут веселы; Все будет решено; Друзья будут рядом; Его задача будет учиться; Слушать его будет наслаждение/наслаждением; Кататься будет весело; Надо будет ехать; Не будет слышно голосов; Работы будет много; Будет тишина; Здесь будет не пройти; В парке будет красиво; В доме будет натоплено; Народу будет!; В школе будут готовы помочь; Не будет ни души; Не будет ничего лишнего; Не будет ни одной ошибки; Не о чем будет вспоминать. Место служебного глагола показано при описании парадигм в главах, посвященных отдельным типам простого предложения.
3) В предложениях типа Нет времени - заменой отрицательного слова нет глаголом с отрицанием (не будет): Нет возражений - Не будет возражений; Нет времени - Не будет времени.
4) В предложениях с двумя инфинитивами при занятости места связки связочным глаголом значит - постановкой этого глагола в форме буд. вр.: Руководить будет значить проверять.
Примечание. В тех же случаях, которые описаны при характеристике форм прош. пр. в § 1920, в форме буд. вр. может иметь место неразличение служебного и знаменательного ((существовать), (наличествовать)) значений глагола быть.
Грамматическое значение формы буд. вр. - отнесенность сообщаемого в определенный временной план, противопоставленный планам настоящего и прошлого, т. е. в план будущего. Кроме этого значения, форма синтаксического буд. вр. может иметь переносные значения и употребления, обнаруживающиеся в контексте. Применительно к глагольным предложениям эти значения описаны как значения соответствующих форм глагола в § 1512-1514.
Форма буд. вр. имеет все те функции, которые названы в § 1907.