§ 1549. Словоизменение глагола – это, во-первых, его спряжение (см. § 1550), во-вторых, образование форм причастий и деепричастий. Отличительной особенностью глагола как части речи является объединение в парадигме одного слова словоформ с разными морфологическими признаками и синтаксическими свойствами. Формы, образующие парадигму глагола, делятся на три группы: 1) спрягаемые (или предикативные) формы, заключающие в себе значения лица, времени, наклонения, числа и – в прош. вр. и сослагат. накл. – рода; 2) инфинитив (или неопределенная форма глагола) – форма, называющая действие, но не заключающая в себе ни одного из значений, характеризующих спрягаемые формы; 3) причастия и деепричастия (или атрибутивные формы глагола), совмещающие значение действия со значением собственно определительным (у причастий) или обстоятельственно-определительным (у деепричастий); полные причастия изменяются по адъективному склонению (см. § 1310-1314); деепричастия не имеют форм словоизменения.
Спрягаемые формы характеризуются разными системами флексий: формы наст. и буд. простого вр. – системой флексий 1, 2 и 3 л. ед. и мн. ч., формы прош. вр. и сослагат. накл. – в ед. ч. флексиями муж., жен. и сред. р., совпадающими с флексиями кратких прилагательных, во мн. ч. – флексией -и; формы повелит. накл. – системой флексий 2 л. ед. ч. и форм совместного действия во мн. ч. Формы мн. ч. повелит. накл. отличает от других спрягаемых форм наличие постфикса -те.
В словоизменении глагола важную роль играют изменения глагольной основы. В разных формах глагола выделяется ряд основ, различающихся по фонемному составу, но все они группируются вокруг двух формообразующих основ, из которых одна в большинстве случаев оканчивается на гласную, а другая – на согласную: это основа прош. вр. и основа наст. вр.
Примечание. Под основой наст. вр. здесь и далее понимается основа форм наст. вр. глаголов несов. вида и основа форм. буд. простого вр. глаголов сов. вида. Иногда основу наст. вр. называют также "основой настоящего-будущего времени".
Основа наст. вр. выделяется в результате отсечения флексии в словоформе 3 л. мн. ч., основа прош. вр. – в результате отсечения флексии и суф. прош. вр. -л в форме жен. р.; фонема, находящаяся непосредственно перед -л, определяется при этом как конечная (гласная или согласная) фонема основы прош. вр. Определение этих двух основ как формообразующих объясняется тем, что основа наст. вр. 3 л. мн. ч. в наибольшей степени (по сравнению с основами других форм наст. вр.) свободна от чередований, а в основе прош. вр. жен. р. всегда присутствует суф. -л-: греб-л-а, но греб. Основы всех остальных словоформ глагола, например словоформы 1 л. ед. ч. для глаголов II спр. (см. § 1551) или словоформ 2, 3 л. ед. ч. и 1, 2 л. мн. ч. для глаголов I спр. (см. § 1551), если они отличаются по составу фонем от соответствующих формообразующих основ, выводятся из этих последних посредством чередований: ви|д'-а|т, но виж-у, тер|п'-а|т, но mep|п1л'-у|, берег-ут, но береж-ём, вед-ут, но ве|д'-о|м. Некоторые глаголы в отличие от подавляющего большинства имеют не две формообразующие основы, а одну (кл. VI, см. § 1564, 1575) либо три (кл. IV и VIII, см. § 1560, 1568).
§ 1550. Спряжение - это изменение глагола по лицам, временам, наклонениям, числам и – в прош. вр. и сослагат. накл. – по родам. В зависимости от системы флексий в личных формах ед. и мн. ч. наст. и буд. простого вр. все глаголы (за небольшим исключением, см. § 1573) разделяются на два спряжения: первое и второе. (По способу образования формы наст. вр. и буд. простого тождественны; они различаются только по значению; см. § 1492, 1493; в составе парадигмы буд. простое не имеет своего выражения и описывается как настоящее время).
К первому спряжению относятся глаголы, имеющие следующие флексии в морфо-фонематической записи (о применяемых в записи знаках см. § 135): ед. ч.: 1 л. |-у|, 2 л. |-ош2|, 3 л. |-от2|; мн. ч.: 1 л. |-ом|, 2 л. |-от'a1|, 3 л. |-ут2|. Ко второму спряжению относятся глаголы, имеющие следующие флексии: ед. ч.: 1л. |-у|, 2 л. |-иш2|, 3 л. |-ит2|; мн. ч.: 1 л. |-им|, 2 л. |-ит'a1|, 3 л. |-ат2|. Орфографический вид флексий форм наст. вр. глаголов I и II спр.: первое спр. ед. ч.: 1 л. -у и -ю, 2 л. -ёшь и -ешь, 3 л. -ёт и -ет; мн. ч.: 1 л. -ём и -ем, 2 л. -ёте и -ете, 3 л. -ут и -ют; второе спр. ед. ч.: 1 л. -у и -ю, 2 л. -ишь, 3 л. -ит; мн. ч.: 1 л. -им, 2 л. -ите, 3 л. -am и -ят.
§ 1551. Основа наст. вр. глаголов обоих спряжений всегда оканчивается на согласную. Основа наст. вр. глаголов I спр. оканчивается на парно-твердые согласные, шипящие и |j|: греб-ут, плыв-ут, вед-ут, вез-ут, стерег-ут, пек-ут, жм-ут, стон-ут, ор-ут, мет-ут; маж-ут, пляш-ут, скач-ут, брызж-ут, блещ-ут; зна-ют (зна|j-у|т), красне-ют (красне|j-у|т), рису-ют (рису|j-у|т), а также на мягкие |р'| и |л'|: пор-ют, мел-ют. При образовании форм наст. вр. 2 и 3 л. ед. ч. и 1 и 2 л. мн. ч. парно-твердая согласная (кроме заднеязычных) чередуется с соответствующей мягкой, а заднеязычная – с шипящей: вез-ут – ве|з'-о|т, жд-ут – ж|д'-о|т, нес-ут – не|c'-о|т, жн-ут – ж|н'-o|т, пек-ут – печ-ёт, лг-ут – лж-ёт; исключения: тк-ут – т|к'-о|т и просторечные формы глаголов кл. VI типа жг-ут – ж|г'-о|т (см. § 1564) с чередованиями |к – к'|, |г – г'|.
Основа наст. вр. глаголов II спр. оканчивается на парно-мягкие согласные, шипящие и |j|: ле|т'-а|т, сид-ят, вис-ят, воз-ят, воп-ят, люб-ят, лов-ят, шум-ят, звен-ят, гор-ят, вел-ят; киш-ат, дрож-ат, крич-ат, трещ-ат, визж-ат, по-ят (пo|j-a|т). При образовании формы 1 л. ед. ч. наст. вр. у ряда глаголов II спр. в основе имеют место чередования, описанные в § 1599, 1600.
Таким образом, глаголы I и II спр. различаются по следующим трем признакам, обнаруживающимся при образовании личных форм ед. и мн. ч. наст. вр.: 1) по системам флексий; 2) по характеру конечной согласной основы; 3) по характеру чередования согласных в конце основы. Об изолированных глаголах см. § 1573.
§ 1552. Словоизменительные классы глаголов (для краткости – просто "классы") – это группы глаголов, принадлежащих к одному и тому же спряжению и характеризующихся тождественным формальным соотношением основ прош. и наст. вре- мени.
Примечание. В дальнейшем при описании соотношения основ в словоизменит. классах на первом месте ставится основа на гласную (основа прош. вр., совпадающая у большой части глаголов с основой инфинитива), на втором – основа на согласную (основа наст. вр.).
В классах глаголов выделяются два типа соотношения основ: 1) основы прош. вр. и наст. вр. по своему фонемному составу совпадают; 2) основы прош. вр. и наст. вр. по своему фонемному составу не совпадают. Второй тип соотношений преобладает, внутри него главные различия между основами сводятся к следующему: а) основа наст. вр. отличается от основы прош. вр. наличием согласной фонемы: |j|: зна-л-а – зна|j-у|т, сме-л-а – сме|j-у|т, ду-л-а – ду|j-у|т или другой согласной фонемы, например: |н|: де-л-а – ден-ут, кля-л-а – клян-ут; |д|: ве-л-а – вед-ут; |т|: ме-л-а – мет-ут; |в|: жи-л-а – жив-ут; б) основа прош. вр. оканчивается на гласную |а|, |a1|, |е|, |и|, |у|, |о|, в основе наст. вр. эти гласные отсутствуют: молча-л-а – молч-ат; соса-л-а – сос-ут; горе-л-а – гор-ят; кури-л-а – кур-ят; верну-л-а – верн-ут; коло-л-а – кол-ют; в) основа прош. вр. оканчивается на |а| или |a1|, отсутствующую в основе наст. вр., и при этом чередуются конечные согласные основы: паха-л-а – паш-ут; вяза-л-а – вяж-ут; плака-л-а – плач-ут; капа-л-а – капл-ют; колеба-л-а – колебл-ют; г) в основе наст. вр. или в основе прош. вр. присутствует беглая гласная: бра-л – бер-ут; умер – умр-ут; д) основы прош. и наст. вр. различаются качеством гласных: се-л – сяд-ут; лёг – ляг-ут; мо-ло-л – мел-ют. Помимо перечисленных различий в некоторых классах существуют дополнительные различия между основами глагольных форм: наличие или отсутствие чередования согласных в личных формах наст. вр.; особенности образования причастий, деепричастий и инфинитива.
Для деления глаголов на классы и подклассы существенны три первых типа соотношения несовпадающих основ: (2а), (2б) и (2в); они являются определяющими. Поэтому в дальнейшем изложении соотношения основ прош. и наст. вр. показываются как общие для всего класса соотношения их взаимозамещаемых конечных частей (финалей): в первом элементе показывается финаль основы прош. вр., во втором – основы наст. вр.; например: "нуль согласной – |j|" (игра-л-а – игра|j-у|т); "|а| – нуль" (крича-л-а – крич-ат), |ова – yj| (рисова-л-а – рису|j-у|т). В том случае, если основы совпадают (например, нес-л-а – нес-ут), констатируется равенство основ; как равные условно рассматриваются также основы, различающиеся только наличием или отсутствием беглой гласной либо качеством гласной; например: тер – тр-ут, толок – толк- ут, лег – ляг-ут. Соотношения взаимозамещаемых финалей основ служат показателями словоизменительного класса; неразличение финалей составляет отрицательную (без показателя) характеристику класса.
Все глаголы (за небольшим исключением, см. § 1573) в зависимости от соотношения основ прош. и наст. вр. разделяются на десять словоизменительных классов. К кл. I относятся глаголы с показателем класса (соотношением изменяемых конечных частей основ прош. и наст. вр.) "нуль согласной – |j|", к кл. II относятся глаголы с показателем класса |ова – yj|, к кл. III относятся глаголы с показателем класса |ну – н|, к кл. IV относятся глаголы с показателем класса "нуль – |н|", к кл. V относятся глаголы с показателем класса "гласная – нуль", к кл. VI относятся глаголы, у которых основы прош. и наст. вр. совпадают, к кл. VII относятся глаголы с одним из следующих соотношений: "нуль – |д|", "нуль – |т|", "нуль – |в|", "нуль – |н|", к кл. VIII относятся глаголы с показателем класса |ва – j|, к кл. IX относятся глаголы с показателем класса "гласная |а| – носовая согласная (|м| или |н|) с предшествующим нулем гласной или гласной |и|", к кл. Х относятся глаголы с одним из следующих соотношений: "и – нуль", "е – нуль", "а – нуль". Глаголы классов I – IX принадлежат к первому спряжению, глаголы кл. Х – ко второму.
§ 1553. У глаголов разных классов образование форм происходит по-разному. У одних глаголов, принадлежащих к продуктивным словообразовательным типам и представленных открытым, пополняемым рядом слов, формы образуются достаточно свободно (некоторые затруднения возникают при образовании форм 1 л. ед. ч., реже 2 л. ед. ч., у глаголов кл. X, 1; об этом см. § 1571). Такие глаголы группируются в следующие продуктивные разряды (классы или подклассы): кл. I, 1 и 2 (см. § 1554), кл. II (см. § 1556), кл. III (см. § 1558) и кл. X, 1(см.§ 1571). У других глаголов образование форм может быть затруднено индивидуальными соотношениями гласных или согласных в основах наст. и прош. вр., наличием беглых гласных, неупотребительностью отдельных личных форм, обусловленной лексическим значением глагола. Такие глаголы представлены непополняемыми группами слов, часто немногочисленными, или даже отдельными словами, составляющими особый класс или примыкающими к другим классам. Они сгруппированы в следующих разрядах: в кл. I, 3, 4, 5 (см. § 1554), в классах IV, V, VI, VII, VIII и IX (см. § 1560-1570) и в кл. X, 2, 3 (см. § 1571).
При описании классов и подклассов приводятся полные перечни немотивированных глаголов. Префиксальные глаголы и глаголы с -ся относятся к тем же классам и подклассам. Случаи, когда глаголы с -ся или префиксальные отличаются по словоизменению, оговариваются особо.
§ 1554. Показатель класса - соотношение "нуль согласной – |j|": играть – играют (игра- – игра|j|-), белеть – белеют (беле- – беле|j|-), гнить – гниют (гни- – гни|j|-), дуть – дуют (ду- – ду|j|-).
Примечание. Орфографически соотносящиеся основы идентичны, так как конечная согласная основы наст. вр. -|j| и гласная флексии |у| передаются одной буквой ю: игра-л-а – игра-ют; беле-л-а – беле-ют, гни-л-а – гни-ют; ду-л-а – ду-ют.
В первом классе объединяются пять подклассов; в четырех подклассах гласные обеих основ (гласная непосредственно перед |j| основы наст. вр. и конечная гласная основы прош. вр.) совпадают, в пятом – различаются.
Первый подкласс: соотношение а (фонемат. | а| и |a1|) – a |j|: игра-л-а – игр|aj-y|т; купа-л-а – куп|aj-y|т; меша-л-а – меш|аj-у|т. В подкл. 1 входят глаголы на -ать(-ять), -ивать (-ывать), -вать, -ничать, -ичать, мотивированные именами, междометиями, глаголами, напр.: обедать, ахать, заострять, выдумывать, прогуливать, запевать, летать; бездельничать, либеральничать, подличать, а также немотивированные глаголы: блуждать, бодать, брезгать, валять, ваять, ведать, верстать, вещать, вихлять, влиять, ворочать, глотать, гулять, делать, дёргать, дрыгать (разг.), дрызгать (прост.), ерзать (разг.), зевать, зиять (книжн.), знать (единственный в этом подклассе глагол с односложной основой), играть, издеваться, икать, калякать (прост.), карать (высок.), качать, кивать, кидать, ковылять (разг.), ковырять, корнать (прост.), кромсать (разг.), кумекать (прост.), купать, кусать, кутать, кушать, лакать, ласкать, латать (прост.), линять, лобзать (устар.), ломать, лопать (прост.), лягать, макать, марать (разг.), мелькать, мешать, мигать, мотать, намереваться, недоумевать, нырять, обонять (книжн.), обуревать (высок.), обуять (устар.), падать, пачкать, паять, пенять (разг.), питать, пихать (разг.), пичкать (разг.), плутать (разг.), подозревать, поймать, почивать (устар.), притязать (книжн.), прыскать, прядать (устар.), пылать, ронять, ругать, ручаться, рыкать (устар.), сверкать, сиять, скучать, созерцать (книжн.), сомневаться, спрягать, стенать (устар.), стрелять, строгать, стряпать, стукать, терзать, терять, тикать, тикать (прост.), тискать (разг.), толкать, тягать (прост. и обл.), тягаться (разг.), увещевать, уповать (устар.), хвастать, хватать, хворать, хлебать (прост.), читать, чихать, шатать, швырять, шнырять (разг.), щупать.
Примечание 1. Первый подкласс оказывает воздействие на глаголы кл. V, в результате чего у ряда глаголов кл. V в формах наст. вр. и в других формах, образуемых от основы наст. вр., имеются вариантные словоформы (см. § 1562).
Примечание 2. Глагол мяукать имеет вариантные формы наст. вр. (а также другие формы, образуемые от основы наст. вр.) с флексиями I и II спр. и с соотношением основ кл. I, 1 (I спр.): мяука-л-a – мяука|j-у|т; мяука-ешь, мяука-ет; мяука-ющий, мяука-я и кл. X, 3 (II спр.): мяука-л-а – мяуч-ат (cp.: спа-л-а – сп-ят); мяуч-ишь, мяуч-ит, мяуч-ащ-ий, мяуч-а. Вариантные формы гл. мяукать отмечены в художественной литературе, ср.: Где-то кошки жалобно мяукают (Ахм.) и: Мяучит, как сладкая кошка (Блок). О гл. мяукать см. также § 1571, 1573.
Второй подкласс: соотношение |е – ej|: беле-л-а – бел|еj-у|т, глупе-л-а – глуп|ej-y|m, хороше-л-а – хорош |ej-y|m. Сюда входят глаголы, мотивированные существительными и прилагательными, напр. белеть, глупеть, обезлюдеть, обессилеть, сиротеть, а также группа немотивированных глаголов с односложной (1) и неодносложной (2) основой: 1) греть, зреть (спеть), млеть, преть, рдеть (книжн.), сметь, спеть (созревать), тлеть; 2) болеть, владеть, вожделеть (книжн.), говеть, довлеть (книжн.), жалеть, иметь, коченеть, натореть (прост.), одолеть, околеть (прост.), прозреть, саднеть (устар.), уметь, успеть, хиреть, цепенеть. На второй подкласс оказывают воздействие глаголы кл. Х (подкл. 2, с соотношением "|е| – нуль"), в результате чего образуются вариантные формы наст. вр. от основы на мягкую согласную, с чередованием в 1 л. ед. ч. и флексиями II спр. в формах 2 и 3 л. ед. ч. Такому воздействию подвергаются глаголы с ударением на основе: ржаветь (и приставочные: заржаветь, проржаветь), выздороветь, обессилеть, опостылеть, опротиветь, стареть(ся). В результате возникают вариантные формы: выздоровею, выздоровеешь, выздоровеет и выздоровлю, выздоровишь, выздоровит (вариантные формы этого глагола встречаются чаще по сравнению с другими глаголами второго подкл.); ржавеет, заржавеет и ржавит и заржавит; обессилею, обессилеешь, обессилеет и обессилю, обессилишь, обессилит. При этом формы, образованные по кл. X, являются устаревшими (ржавит), разговорными (выздоровлю, опостылит, опротивит) или ненормативными (обессилю, обессилишь, обессилит; эти образования правильны не как формы глагола обессилеть (лишиться сил), а как формы глагола кл. Х обессилить (лишить сил кого-н.)). Употребление вариантных форм наст вр. глаголов подкл. 2 встречается в литературе: И праздный в поле ржавит плуг (Пушк.); Любимые занятия, любимые книги ей опротивят (Тург.); Я не выздоровлю и не хочу выздороветь (Брюс.); Выздоровлю - буду жить с Никитой Егорычем (Горьк.); Обессилю, потеряю голос, замолчу, а потом опять (А. Серафимович). Глагол подкл. 2 стареться – стареюсь, стареешься, стареется (Много будешь знать, состареешься. Тург.) вышел из употребления, уступив свое место глаголу того же подкласса стареть и глаголу стариться (X кл.). Глагол подкл. 2 прозреть под влиянием глагола Х кл. зреть (видеть) (устар.) образует вариантные формы прозрею, прозреешь, прозреет и прозрю, прозришь, прозрит, различающиеся по значениям: формы, образованные по второму подкл., означают (стать зрячим); формы, образованные по кл. X, означают (понять, постигнуть что-л., проникнуть умом во что-л.) (Придет время, прозрим, и непонятное будет понятно. В. Белинский).
Третий подкласс: соотношение |и – иj|; сюда входят гл. почить и гнить: почu-л-а – поч|иj-у|т, гни-л-а – гн|иj-у|т.
Четвертый подкласс: соотношение |y – yj|; сюда входят гл. дуть, обуть, разуть: ду-л-а – д|уj-у|т, обу-л-а – об|уj-у|т.
Глаголы пятого подкласса характеризуются различием конечных гласных в основах наст. вр. (непосредственно перед |j|) и прош. вр. а) Соотношение |и – j| (с нулем гласной в основе наст. вр.): бить, вить, лить, пить, шить: би-л-а – |б1j-y|т, ви-л-а – |в1j-y|т, ши-л-а – |шj-y|т-. б) Соотношение |и – ej|: брить: бри-л-а – бp|еj-y|т. в) Соотношение |и – oj|: выть, крыть, мыть, ныть, рыть: вы-л-а – в|оj-у|т, кры-л-а – кр|оj-y|т, мыл-а – м|оj-y|т. г) Соотношение |е – oj|: петь: пе-л-а – п|оj-y|т. д) Соотношение |а – yj|: живописать: живописа-л-а – живопис|уj-y|m.
Примечание 1. Применительно к глаголам кл. I может быть сформулировано следующее практическое правило: у глаголов, основа наст. вр. которых оканчивается на |j|, в формах наст. вр. гласная |и| односложной основы прош. вр. заменяется: после парно-твердых согласных – на |о|: мыл – моют; после двух согласных, последняя из которых парно-мягкая (кроме гл. гнить), – на |е|): брил – бреют; после одной парно-мягкой согласной или шипящей |и| выпадает: бил – бьют, шил – шьют.
Примечание 2. Формы с соотношением |a – yj| (п. "д") образуются от гл. истязать (истязала – истязуют) наряду с нормативными формами истязают – истязаешь и т. д. (по кл. I, 1): Вы, молодые, все истязуете себя в поисках "формы" (Горьк.).
В стилистически окрашенных контекстах (высок., книжн.) употребляются формы наст. вр. и деепричастия несов. вида испытуют – испытуя, наказуют – наказуя, обязуют – обязуя, связуют – связуя, указуют – указуя, основа которых оканчивается на |yj|, подобно основе наст. вр. гл. живописать (живописуют). Эти формы принадлежат глаголам испытывать, наказывать, обязывать, связывать, указывать, образующим нормативные формы по подкл. 1. Таким образом, названные глаголы можно рассматривать как глаголы с вариантной парадигмой, формы которой характеризует также и соотношение основ |a1ва – yj| (см. § 1556). По образованию основы наст. вр. перечисленные формы могут быть отнесены также к кл. II (см. § 1556). Формы испытую, наказую, обязую, связую, указую являются стилистическими вариантами нормативных форм испытываю, наказываю, обязываю, связываю, указываю.
§ 1555. Все глаголы кл. I принадлежат к I спр. Основа форм наст. вр. всех глаголов кл. I оканчивается на |j|: игра|j-у|т, беле|j-у|т, гни|j-у|т, ду|j-у|т, |б1j-y|т, бре|j-у|т, мо|j-у|т, по|j-y|т, живопису|j-у|т. Основа форм прош. вр. всех глаголов кл. I оканчивается на гласную: игра-л-а, беле-л-а, гни-л-а, ду-л-а, би-л-а, бри-л-а, мы-л-а, пе-л-а, живописа-л-а.
Здесь и далее в парадигмах в наст. вр. приводятся формы глаголов несов. вида (наст. вр.) и сов. вида (буд. простое вр.), системы флексий которых совпадают; различия временных значений не оговариваются. Дефисом разделяются основа и флексия или основа и словоизменительный суф. -л. Запись орфографическая.
Формы настоящего времени |
||||
Единственное число |
||||
1-й подкл. |
2-й подкл. |
3-й подкл. |
4-й подкл. |
|
1 л. | игра-ю | беле-ю | гни-ю | ду-ю |
2 л. | игра-ешь | беле-ешь | гни-ёшь | ду-ешь |
3 л. | игра-ет | беле-ет | гни-ёт | ду-ет |
Множественное число |
||||
1 -й подкл. |
2 -й подкл. |
3 -й подкл. |
4 -й подкл. |
|
1 л. | игра-ем | беле-ем | гни-ём | ду-ем |
2 л. | игра-ете | беле-ете | гни-ёте | ду-ете |
3 л. | игра-ют | беле-ют | гни-ют | ду-ют |
Формы прошедшего времени |
||||
Единственное число |
||||
1-й подкл. |
2-й подкл. |
3-й подкл. |
4-й подкл. |
|
игра-л | беле-л | гни-л | ду-л | |
игра-л-а | беле-л-а | гни-л-а | ду-л-а | |
игра-л-о | беле-л-о | гни-л-о | ду-л-о | |
Множественное число |
||||
игра-л-и | беле-л-и | гни-л-и | ду-л-и |
Формы настоящего времени |
||||
Единственное число |
||||
5-й подкл. |
||||
а |
б |
в |
||
1 л. | бь-ю | бре-ю | мо-ю | |
2 л. | бь-ёшь | бре-ешь | мо-ешь | |
3 л. | бь-ёт | бре-ет | мо-ет | |
г |
д |
|||
1 л. | по-ю | живопису-ю | ||
2 л. | по-ёшь | живопису-ешь | ||
3 л. | по-ёт | живопису-ет |
Множественное число |
||||
5-й подкл. |
||||
а |
б |
в |
||
1 л. | бь-ём | бре-ем | мо-ем | |
2 л. | бь-ёте | бре-ете | мо-ете | |
3 л. | бь-ют | бре-ют | мо-ют | |
г |
д |
|||
2 л. | по-ём | живопису-ем | ||
3 л. | по-ёте | живопису-ете | ||
3 л. | по-ют | живопису-ют |
Формы прошедшего времени |
|||||
Единственное число |
|||||
5-й подкл. |
|||||
а |
б |
в |
г |
д |
|
би-л | бри-л | мы-л | пе-л | живописа-л | |
би-л-а | бри-л-а | мы-л-а | пе-л-а | живописа-л-а | |
би-л-о | бри-л-о | мы-л-о | пе-л-о | живописа-л-о | |
Множественное число |
|||||
би-л-и | бри-л-и | мы-л-и | пе-л-и | живописа-л-и |
§ 1556. Показатель класса - соотношение |ова – yj|: командова-л-а – команд|j-у|т, рисова-л-а – рис|yj-y|т, советовал-а – сове- т|yj-y|m. Ко второму классу относятся все глаголы на -овать, -евать, кроме глаголов издеваться, намереваться, недоумевать, обуревать, подозревать, сомневаться, увещевать, уповать, относящихся к кл. I, 1. Таким образом, кл. II объединяет мотивированные суффиксальные глаголы с морфами -ова(ть), -ирова(ть), -изирова(ть), -изова(ть), -ствова(ть), -ествова(ть), сложные глаголы со связанным опорным компонентом -фицирова(ть) (напр., пустовать, асфальтировать, латинизировать, стилизовать, учительствовать, торгашествовать, электрифицировать) и немотивированные глаголы – с многосложной основой наст. вр. (напр., аккредитовать, ассигновать, аттестовать, баловать, бастовать, брезговать, бушевать, вербовать, воевать, волновать, ворковать, гарцевать, диктовать, жаловать, заведовать) и с односложной основой наст. вр.: блевать (прост.), жевать, клевать, ковать, плевать, сновать, совать.
Примечание. К кл. II условно могут быть отнесены словоформы наст. вр. ед. и мн. ч. испытую, испытуешь, испытует, испытуем, испытуете, испытуют; наказую, наказуешь, наказует..., обязую, обязуешь, обязует..., связую, связуешь, связует..., указую, указуешь, указует... (см. § 1554).
§ 1557. Все глаголы кл. II принадлежат к I спр. Основа форм наст. вр. всех глаголов кл. II оканчивается финалью |yj|: атак|yj-у|т, гарц|yj-у|т, го|р'yj-y|т, буш|yj-у|т. Основа форм прош. вр. всех глаголов кл. II оканчивается финалью |ова| (орфогр. -ова- и -ева-): атак-ова-л-а, гарц-ева-л-а, гор-е- ва-л-а, буш-ева-л-а.
Формы настоящего времени |
|||
Единственное число |
|||
1 л. | атаку-ю | гарцу-ю | горю-ю |
2 л. | атаку-ешь | гарцу-ешь | горю-ешь |
3 л. | атаку-ет | гарцу-ет | горю-ет |
Множественное число |
|||
1 л. | атаку-ем | гарцу-ем | горю-ем |
2 л. | атаку-ете | гарцу-ете | горю-ете |
3 л. | атаку-ют | гарцу-ют | горю-ют |
Формы прошедшего времени |
|||
Единственное число |
|||
атакова-л | гарцева-л | горева-л | |
атакова-л-а | гарцева-л-а | горева-л-а | |
атакова-л-о | гарцева-л-о | горева-л-о | |
Множественное число |
|||
атакова-л-и | гарцева-л-и | горева-л-и |
§ 1558. Показатель класса - соотношение |ну – н|: двину-л-а – двин-ут, кольну-л-а – кольн-ут, прыгну-л-а – прыгну-т. В третий класс входят мотивированные глаголы с суф. -ну(ть)2 и -ану(ть), имеющие знач. одноактности действия (напр., двинуть, кольнуть, пихнуть, прыгнуть, резануть), а также ряд немотивированных глаголов с односложной (1) и неодносложной (2) основой, большая часть которых не обладает значением одноактности: 1) гнуть, льнуть, 2) вернуть, -вихнуть (с-, вы-), вспыхнуть, всхлипнуть, вынуть, -гинуть (с-), грянуть, запнуться, кануть, минуть, обернуть, обмануть, очнуться, -пахнуть (рас-, за-), поперхнуться, прикорнуть (разг.), прянуть (книжн., устар.), -прянуть (вос-, от-), рехнуться (прост.), ринуть (низ-, от-), ринуться, рухнуть, -стегнуть (за-, от-, при-, рас-), тонуть, тянуть, улепетнуть (разг.), хлынуть, шелохнуться. Глаголы кл. III влияют на соотношение основ бесприставочных глаголов кл. IV (см. § 1560).
§ 1559. Все глаголы кл. III принадлежат к I спр. Формы наст. вр. всех глаголов кл. III имеют в конце основы твердую согласную |н| – в формах 1 л. ед. ч. и 3 л. мн. ч. и мягкую согласную |н'| – в формах 2 и 3 л. ед. ч. и 1 и 2 л. мн. ч.: гн-ут, но г|н'-о|м, тон-ут, но то|н'|-ем, хлын-ут, но хлы|н'|-ем. Основа форм прош. вр. всех глаголов кл. III имеет в конце сочетание фонем |ну|.
Формы настоящего времени |
|||
Единственное число |
|||
1 л. | гн-у | тон-у | хлын-у |
2 л. | гн-ёшь | тон-ешь | хлын-ешь |
3 л. | гн-ёт | тон-ет | хлын-ет |
Множественное число |
|||
1 л. | гн-ём | тон-ем | хлын-ем |
2 л. | гн-ёте | тон-ете | хлын-ете |
3 л. | гн-ут | тон-ут | хлын-ут |
Формы прошедшего времени |
|||
Единственное число |
|||
гну-л | тону-л | хлыну-л | |
гну-л-а | тону-л-а | хлыну-л-а | |
гну-л-о | тону-л-о | хлыну-л-о | |
Множественное число |
|||
гну-л-и | тону-л-и | хлыну-л-и |
§ 1560. Показатель класса - соотношение "нуль – |н|": глох-л-а – глохн-ут, мерз-л-а – мерзн-ут, зяб-л-а – зябн-ут, пахл-а – пахн-ут. В четвертый класс входит группа глаголов на -нуть (в том числе мотивированных с суф. -ну-1, см. § 835), включающая свыше 50 глагольных корней, многие из которых представлены только в сочетании с п1рефиксами: -бегнуть (из-, при-), блёкнуть, брюзгнуть, бухнуть (набухать), -вергнуть (в-, с-, из-, по-, под-, низ-, от-, ниспро-, опро-; книжн. и высок.), -вергнуться (в-, под-, из-, низ-, по-, ниспро-, с-), виснуть, волгнуть (обл.), воскреснуть, -выкнуть (об-, при-, от-, c-...-ся), вязнуть, вянуть, гаснуть, гибнуть, глохнуть, горкнуть, грузнуть, -грязнуть (по-), -двигнуть (воз-, по-, высок.), дохнуть (прост.), дрогнуть (зябнуть, мерзнуть), дрыхнуть (прост.), дрябнуть (разг.), дряхнуть, жолкнуть (обл.), жухнуть, заскорузнуть (разг.), зябнуть, иссякнуть, исчезнуть, киснуть, крепнуть, липнуть, мерзнуть, меркнуть, мокнуть, молкнуть, мякнуть, никнуть, обрыднуть (прост.), пахнуть, промозгнуть (разг.), пухнуть, разверзнуть (книжн.), сипнуть, склизнуть, слабнуть (разг.), слепнуть, сохнуть, -стигнуть (до-, на-, за-, по-), стынуть, тихнуть, -торгнуть (в-...-ся, ис-, от-, рас-), тускнуть, тухнуть1 (гаснуть), тухнуть2 (портиться), хрипнуть, чахнуть. Почти все перечисленные глаголы могут иметь не только соотношение основ "нуль – |н|", но и соотношение |ну – н| (кл. III, см. § 1558): прибегнуть – прибег-л-а/прибегну-л-а; блекнуть – блек-л-а/блекну-л-а. Как правило, соотношение |ну – н| наряду с соотношением "нуль – |н|" имеют бесприставочные глаголы в форме муж. р.
Вариантные формы (по кл. III и IV) у глаголов кл. IV представлены непоследовательно: у некоторых глаголов формы, образующиеся от основы прош. вр., всегда сохраняют -ну-; например, формы муж. р. горкнул (не горк, но горкла, горкли), грузнул (не груз); причастия: воздвигнутый, достигнутый, подвигнутый, исчезнувший, но воздвигнувший и воздвигший, достигнувший и достигший (см. § 1584). Формы прош. и наст. вр. с соотношением "нуль – н" свойственны преимущественно префиксальным глаголам: поблек-л-а – поблекн-ут, погас-л-а – погасн-ут, намок-л-а – намокн-ут, оглох-л-а – оглохн-ут.
Как правило, бесприставочные глаголы имеют вариантные формы, которые не противопоставлены ни по значению, ни стилистически. Практически равно употребительны обе формы прош. вр. муж. р. – с -ну- и без -ну- у следующих глаголов: -бегнуть (из-, при-), блекнуть, -вергнуть (в-, под-, из-, по-, опро-, ниспро-, с-, от- и все возвратные глаголы с этим корнем), виснуть, вязнуть, вянуть, гаснуть, гибнуть, глохнуть, грязнуть, дохнуть, дрогнуть, дрыхнуть, дрябнуть, жухнуть, зябнуть, киснуть, крепнуть, липнуть, мерзнуть, меркнуть, мокнуть, молкнуть, мякнуть, никнуть, пахнуть, пухнуть, разверзнуть, сипнуть, слабнуть, слепнуть, сохнуть, стынуть, тихнуть, -торгнуть (ис-, от-, рас- и все возвратные глаголы с этим корнем), тухнуть1 (гаснуть), тухнуть2 (портиться), хрипнуть, чахнуть. Формы прош. вр. без -ну-: Он на допрос не отвечал И с каждым днем приметно вял (Лерм.); У них мерк взор и подгибались колена (Леск.); Сырыми мочалами канатов пах плот (К. Петров-Водкин); Безмолвствуя, потерянно струями вис рассвет (Пастерн.); Бузотеры-ораторы... сипли и хрипли в криках (Фурм.); Я вспомню тяжелый путь, Где с вами я шел и вяз (Кирс.); Сох ковыль (Март.); Чтоб дух не чах и разум не скудел (Грибач.). Формы прош. вр. с -ну-: Голос хрипнул и слабел (Купр.); В небесах фиолетово-алых Тихо вянул неведомый сад (Цвет.); Потёмкин виснул на руке, мешая идти (Леон.); Мед пахнул всеми оттенками и сортами полевых цветов (Лидин); День ото дня худел и чахнул (Полев.).
В прош. вр. в жен. р. возможны обе формы: с -ну- и без -ну-. Форма без -ну- преобладает, хотя в употреблении встречаются и формы с -ну-; Гаснула девчонкина лента за окном (Леон.); Но, глупая, отвергла эту честь И страсть его отвергнула надменно (Март.); Со смертью Александра Твардовского ты и сам в чем-то убыл – волна отторгнула от материка твоего часть тебя самого, часть твоей природы (Ч. Айтматов).
У гл. блекнуть, волгнуть, горкнуть, дряхнуть, мякнуть, тускнуть в прош. вр. формы с -ну- отмечены преимущественно в муж. р. Для жен. р. нормативны формы без -ну-: блекла, волгла, горкла, мякла, тускла. У гл. бухнуть, брюзгнуть, волгнуть, горкнуть, грузнуть, жолкнуть (обл.), обрыднуть (прост.), подвигнуть(ся) (устар., высок.), склизнуть – формы прош. вр. муж. р. без -ну- неупотребительны.
Воздействие парадигмы глаголов кл. III на кл. IV обнаруживается в атрибутивных формах – причастиях и деепричастиях, чаще чем формы прош. вр. сохраняющих в своем составе суф. -ну- (см. § 1584, 1585, 1592).
Основа прош. вр. глаголов кл. IV оканчивается на согласную; у двух глаголов: вянуть и стынуть – на гласную: вян-ут – вя-л-а; стын-ут – сты-л-а.
Примечание 1. Гл. стынуть имеет вариантную форму инфинитива стыть, также застыть, остыть по типу глаголов кл. VII стать, деть (ср.: ста-ть – стан-ут, см. § 1566).
Примечание 2. У гл. достигнуть и постигнуть (реже – застигнуть) есть вариантные формы инфинитива, образованные по типу глаголов кл. VII с основой в прош. вр. на согласную: достичь, постичь (ср.: беречь – берёг, печь – пёк, см. § 1564).
§ 1561. Все глаголы кл. IV принадлежат к I спр. Формы наст. вр. всех глаголов кл. IV имеют в конце основы твердую согласную |н| – в формах 1 л. ед. ч. и 3 л. мн. ч. и мягкую согласную |н'| в формах 2 и 3 л. ед. ч. и 1 и 2 л. мн. ч.: гасн-ут, гас|н'|-ем; вян-ут, вя|н'|-ем.
Формы настоящего времени |
|||
Единственное число |
|||
1 л. | гасн-у | мёрзн-у | вян-у |
2 л. | гасн-ешь | мёрзн-ешь | вян-ешь |
3 л. | гасн-ет | мёрзн-ет | вян-ет |
Множественное число |
|||
1 л. | гасн-ем | мёрзн-ем | вян-ем |
2 л. | гасн-ете | мёрзн-ете | вян-ете |
3 л. | гасн-ут | мёрзн-ут | вян-ут |
Формы прошедшего времени |
|||
Единственное число |
|||
гас и гасну-л | вял и вяну-л | мерз и мерзну-л | |
гас-л-а | вя-л-а | мерз-л-а | |
гас-л-о | вя-л-о | мерз-л-о | |
Множественное число |
|||
гас-л-и | вя-л-и | мерз-л-и |